Открытый портал ученического самоуправления
Челябинской области
Меню сайта
Наш опрос
Нужно ли в школе самоуправление?
Всего ответов: 518
Counter



Категории раздела
Новости портала [5]
Молодежная палата [6]
Разное [2]
Ориентир года
Статистика

А. А. Бойков,

директор ГОУ СОШ №507

 

Комплексно-целевая программа «Лидер»

Настоящее положение дел в России по организации и проведению политических выборов чем дальше, тем сильнее показывает снижение политической активности населения, недоверие к народным избранникам, что, по нашему мнению, происходит из-за низкой политической культуры кандидатов в депутаты, падения патриотических настроений у населения, а отсюда – недостаточной гражданской позиции по отношению к любым событиям, происходящим в обществе. На наш взгляд, именно школы актива, лидерские выездные программы, коллективные творческие проекты, которые организуются с подростками в период их «самостояния» (по Жану Пиаже), способны сформировать принципиально иную гражданскую позицию и политическую культуру, привить истинный патриотизм и развить необходимые для этого лидерские качества.

            В практике работы современной школы фактически отсутствуют какие-либо детские организации, позволяющие учащимся в полной мере проявить личностные качества среди своих сверстников и старшего поколения. Современная общеобразовательная школа в полной мере является лишь социальным институтом обучения и просвещения, во многом утратив свою воспитывающую функцию.

            В классах лидерами становятся успешно обучающиеся, принимающие участие в концертной, спортивной, иногда трудовой деятельности дети. Школьное самоуправление часто сводится к формальной организации авторитетных с точки зрения школьной успеваемости учащихся для оказания помощи педагогам в информировании и проведении простейших организационных мероприятий: дежурств по школе, подготовки к концерту, уборки территории, бесед со слабоуспевающими учениками. При этом педагоги уже исходят из утвержденного плана работы. Таким образом, активность учеников мнимая. В действительности ученики остаются пассивными к целеполаганию, планированию и анализу своей деятельности.

            Психолого-педагогическая практика показывает, что такие задачи, как формирование активной жизненной, гражданской, патриотической позиции; формирование представлений о знаниях, умениях и навыках лидера; развитие самоопределения личности учащихся, навыков коллективной творческой деятельности, школьного самоуправления, а также построение сотрудничества учеников, учителей и родителей наиболее успешно можно реализовать, подбирая определенные интерактивные и игровые формы деятельности с учащимися (социально-психологический тренинг, проектные методики, организационно-деятельностные, сюжетные и ролевые игры) в рамках какой-либо модели, напоминающей социально-политическое устройство государства. Такой моделью успешно может быть выбрана школа, лагерная смена, творческие сборы.

            Кроме того, возможности индивидуализации учебного плана, заложенные в принципиальном подходе к модернизации содержания и структуры образования, позволили нам решить широкий круг воспитательных и организационных вопросов, связанных с планированием работы в старших классах. В силу специфики школы (лицейские классы с углубленным изучением химии и биологии, английского языка), 10-е классы являются «сборными». Каждый год перед нами стоит задача адаптации учащихся к нашей школьной системе так, чтобы максимально способствовать их дальнейшему личностному развитию, творческому росту, профессиональному самоопределению. Как мы уже говорили, поставленные нами воспитательные задачи эффективно решаются во время творческих сборов, там же мы и работаем над вопросами адаптации 10-х классов, где закладываются основы конструктивного межличностного и коллективного общения не только в среде учащихся, но и между учениками и учителями.

            Ниже  представлены ключевые позиции организации подобных сборов, ставших системой в школе №507 в рамках личностно-ориентированного образования.

Принципы и основополагающие идеи программы «Лидер»

1.      Развитие личности приоритетно, происходит скачкообразно.

2.      Воспитанию и развитию личности необходима интенсивная форма взаимного влияния личностей (сборы).

3.      Сотрудничество – основа совместной деятельности взрослых и детей.

4.      Старшеклассники определяют  лицо школы, поэтому необходима специально организованная работа с ними.

5.      Ведущим видом деятельности старшеклассников является творчество и общение.

6.      В воспитании могут быть использованы личностно-ориентированные технологии, гарантирующие получение результата:

·        Технология КТД (коллективные творческие дела).

·        Технология СПТ (социально-психологический тренинг).

·        Технология ОДИ, С-РИ  (организационно-деятельностные, сюжетно-ролевые игры).

7.      Наиболее эффективной формой включения каждого учащегося в воспитательные личностно-ориентированные технологии является работа в малых контактных группах, в которых реализованы основные стадии эффективного самоуправления:

·        Диагностика.

·        Целеполагание.

·        Организация.

·        Анализ.

·        Рефлексия.

8.      Старшеклассники на определенной стадии развития школьного самоуправления становятся ядром школьного коллектива, образцами нового типа отношений и сотрудничества, духа творчества и нравственных идеалов, распространителями своего опыта в школьной среде.

9.      Отряды должны быть смешанные, что способствует быстрому знакомству, развитию единого коллектива старшеклассников и школьников в целом.

Формы работы

1.  Коллективно-творческие:

·        Кругосветка.

·        КВГ (кто во что горазд).

·        КВН.

·        Творческие мастерские.

·        КТД (коллективно-творческие дела).

·        Фанпроект.

·        Отчетный концерт.

2. Рефлексивные:

·        Свечка.

·        Дебаты.

·        Диспут.

·        Пресс-конференция.

3. Спортивно-оздоровительные:

·        Туристическая эстафета.

·        Спортивные игры.

·        «Ориентировка на местности».

4.  Тренинговые:

·        СПТ (социально-психологический тренинг общения).

·        Сюжетно-ролевые игры («Кораблекрушение»).

·        Организационно-деятельностные игры (выборы в Школьную Думу).

·        Тренинг лидерства («Красное и черное», «Слон»).

·        Деловые игры (стратегия мечты У. Диснея).

·        Школа лидеров творческих групп.

 

    Выстроенная в школе №507 система творческих сборов и выездного лагеря «Лидер», включающая личностно-ориентированное КТД, организационно-деятельностные и сюжетно-ролевые игры, социально-психологический тренинг, существенно дополняет личностно-ориентированную образовательную модель, которая разрабатывается учителями-исследователями как в области обучения, так и в области воспитания.

Форма входа
Разработчики сайта
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Праздники сегодня
Архив записей
...
Друзья сайта

  • Агаповская СОШ №1 им.П.А.Скачкова

  • Законодательное Cобрание Челябинской области

  • Персональный сайт Прутченкова А.С.

  • Всероссийский портал общественно-активных школ

  • Агаповский муниципальный район


  • CS-network.ru - Сайт Движения общественно-активных школ


    ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ (ДИМСИ)
    Copyright Fisanov Vladimir © 2024 Конструктор сайтов - uCoz