Актуальность проблемы развития ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 50, п. 4).
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.
В соответствии с "Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002 - 2004 годы", одобренными решением коллегии Министерства образования РФ от 25.12.2001 развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.
Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что, как правило, в уставе общеобразовательного учреждения данное положение зафиксировано.
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь "играют в демократию". Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление, в частности, должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.
В этих условиях крайне важно разобраться с понятием "ученическое самоуправление" и детские и молодежные общественные организации (объединения) рассматривать в качестве партнеров органов ученического самоуправления, а не их замены. На поддержку и развитие детского движения направлено решение коллегии Минобразования России от 29.05.2001 N 11/1 "Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений". Именно на поддержку, а не на создание, так как в соответствии с российским законодательством, в том числе Законом РФ "Об образовании" (ст. 50, п. 15) "принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций... не допускается".
|