Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон РФ "Об образовании" и "Типовое положение об общеобразовательном учреждении". Самоуправление - важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 35 Закона подчеркивается: "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения".
Статья 50 "Права и социальная защита обучающихся, воспитанников" гарантирует школьникам право "на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:
Статья 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: ... д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения.
Статья 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Статья 69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Все перечисленные выше положения должны быть закреплены в уставе каждого общеобразовательного учреждения. Если этого нет, то необходимо внести дополнения (изменения) в устав своего учреждения. При этом важно иметь в виду, что участие в самоуправлении всех участников образовательного процесса - это требование Закона, а не желание или "добрая воля" учредителя или администрации школы.
Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие как "Положение о самоуправлении общеобразовательного учреждения", в котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы. Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения. Для активизации процесса формирования самоуправления общеобразовательного учреждения можно разработать предложения и внести соответствующие изменения в Положение о педагогическом совете, где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического самоуправления.
Возможно принять и Положение об ученическом самоуправлении, наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность конкретным содержанием.
Таким же образом рекомендуется регламентировать роль и функции родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности. Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.
|