Открытый портал ученического самоуправления
Челябинской области
Меню сайта
Наш опрос
Нужно ли в школе самоуправление?
Всего ответов: 518
Counter



Категории раздела
Новости портала [5]
Молодежная палата [6]
Разное [2]
Ориентир года
Статистика

Модели самоуправления в образовательном учреждении

 

    При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

- свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

- ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители);

- деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

- тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

    Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

     При разработке авторских моделей организации ученического самоуправления предлагается включать следующие основные разделы.
 
Раздел I. Требования к качеству разработки модели.
Система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования: научная обоснованность; четкость структуры модели; качество нормативно-регламентирующей базы; наличие педагогически целесообразной деятельности; технологичность модели; учет условий данного общеобразовательного учреждения; положительное отношение к данной модели со стороны участников образовательного процесса; творческий вклад авторского коллектива.
Раздел II. Структура модели.
    Система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность и специфику.

1. Блок целеполагания - принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

2. Позиционный блок - общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.

3. Организационный блок - выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива [класс], уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

4. Нормативный блок - перечень и краткая характеристика основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего, это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность.

5. Содержательный блок - позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

6. Технологический блок - раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.

Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей.
    Описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего, с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.
Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели.
    Описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива; стиль педагогического управления; учет внешних условий и перспектив развития; постоянное обучение и самообучение актива; совершенствование нормативной базы и т.д.
Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели.
   Система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в т.ч. накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.

   Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

   В соответствии с представленными выше принципами и подходами существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:
 

1. Административная модель (условное название "Школьный совет") - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны: 1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории РФ; 2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны: 1. Исключение потенциала воспитательных программ (в т.ч. и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении; 2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического; 3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель (условное название "Ньюландия") - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны: 1. Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии; 2. Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны: 1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением; 2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса; 3.  Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Раздельная административно-игровая модель (условное название "День дублера") - это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название "Демократическая республика") - это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

    Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.

Форма входа
Разработчики сайта
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Праздники сегодня
Архив записей
...
Друзья сайта

  • Агаповская СОШ №1 им.П.А.Скачкова

  • Законодательное Cобрание Челябинской области

  • Персональный сайт Прутченкова А.С.

  • Всероссийский портал общественно-активных школ

  • Агаповский муниципальный район


  • CS-network.ru - Сайт Движения общественно-активных школ


    ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ (ДИМСИ)
    Copyright Fisanov Vladimir © 2024 Конструктор сайтов - uCoz