Несмотря на кажущуюся громоздкость системы управления ученическим самоуправлением, такая система может обеспечить мобильное и эффективное управление.
Цели и задачи ученического самоуправления.
Их решение.
Главными задачами, поставленными нами при создании ученического самоуправления в школе № N, были:
Демократизация образовательного процесса.
Создание условий для реализации учащимися и членами самоуправления своих интересов и потребностей.
Развитие социально значимых проектов и связей с различными молодёжными объединениями города N и организациями.
Защита прав и законных интересов учащихся.
Стимулирование развития и поддержка общественно-значимых инициатив учащихся.
Ученическим самоуправлением школы № N активно был поддержан сбор макулатуры, деньги от которого, хоть и небольшие, были пущены на нужды школы. Так же была активно поддержана акция правительства по сбору гуманитарной помощи для чеченских детей и детских домов.
Активно развита связь с такими детско-молодёжными организациями, как “Наше Будущее” и “Мы - патриоты”. Члены Совета ученического самоуправления школы № N принимали участие в лагере ученического актива, организованного Управлением Образования города N при активной помощи этих организаций. Многие ученики приняли участие в конференции 200_ года “Молодёжь города N за мир и благополучие в своём городе”, направленной на устранение межнациональной розни в молодёжной среде, и в утверждении декларации этой конференции.
Важным достижением в реализации задачи по демократизации учебного процесса считается проведение в школе N Праздника Дня Самоуправления. В этот день ученикам старших классов предлагается непосредственно поучаствовать в работе школы, занять место не только учителей, но и завучей, и директора.
В области защиты прав учащихся может быть реализован проект по созданию Службы Примирения. Она может являться частью ученического самоуправления. Её задача очень важна: разрешать конфликты между учащимися, и, что очень важно, между учащимися и педагогами, ища компромисс, устраивающий обе стороны. Для её создания потребуется помощь со стороны молодёжных организаций в качестве инструкторов и координаторов, потенциально ведущих этот проект. Так же будет необходима помощь со стороны школьных психологов.
Для координации работы и обмена опытом, интересными проектами и просто общения ученических самоуправлений следует создать городской совет представителей ученического актива.
Основные проблемы в работе ученического самоуправления.
Первая и, по видимому, основная проблема заключается в отношениях с администрацией учебного заведения. Попросту говоря ученический актив сталкивается с несерьёзным отношением к себе. Например, многие директора школ видят в самоуправлении некое объединение учеников для поддержки их единоличных решений, для выполнения таких обязанностей, как контроль за сменной обувью или посещаемостью. Недоумение вызывает и отношение к решениям ученического самоуправления.
Эти проблемы была высказана многими учащимися на конференции по ученическому самоуправлению в одной из школ города N.
Её преодоление может заключаться в жестком разграничении полномочий и прав между администрацией и ученическим самоуправлением, а это, в свою очередь, может быть реализовано лишь на городском или государственном уровне.
Вторая проблема заключается в непонимании и незнании учащимися выгоды, возможностей и прав ученического самоуправления. Для преодоления этой проблемы должна проводиться просветительская работа через административные ресурсы, а так же при привлечении молодёжных организаций.
Перспективы ученического самоуправления.
При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.
Также развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.
А главное, ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.